Авиали В95, В96 жаропрочные и ковкие

Авиаль — сокращенное название авиационного алюминия. От обыкновенного дюралюминия авиаль отличается прежде всего лучшей пластичностью, хотя незначительно уступает  в вопросе прочности.

Применяется такой сплав, как следует из названия, в авиационной промышленности для производства деталей и механических узлов (лопасти винтов, лонжероны и другие элементы конструкции самолетов), а также других элементов, не несущих значительных физических нагрузок, но для которых важна пластичность при работе в условиях экстремальных температур.

Предприятия выпускают как готовые детали, так и полуфабрикаты, например, прокатный лист или заготовки.

Производство авиалей

Неотъемлемой частью создания высококачественных авиалей является два процесса:

  • закаливание. Происходит это под влиянием высокой температуры (до 520°С) с последующим охлаждением в холодной воде.
  • принудительное устаревание производится сразу же после окончания закаливания при температуре 160°С в течение 12 часов. При этом важно, чтобы период между закалкой и «старением» был как можно короче. В противном случае свойства готового сплава значительно ухудшается.

В металлургической промышленности существует несколько марок  сплавов на базе алюминия для различных потребностей. Среди них наиболее востребованы в производстве высокопрочные, жаропрочные и ковкие. Рассмотрим их подробнее.

Высокопрочные авиали

Уровень прочности таких сплавов находится в диапазоне между 550 и 650 МПа. Однако они несколько уступают дюралюминам пластичностью. Высокопрочные авиали кроме традиционных магния и меди, включают в себя также цинк. В данную группу входят несколько групп сплавов, среди которых В95 и В96. Желаемый эффект достигается путем добавления в сплав хрома с марганцем. В нагретом состоянии для данных марок характерна высокая пластичность. Они также сравнительно легко поддаются деформации и в холодном виде.

Ковкие авиали

Этот вид алюминиевых сплавов отличается от аналогов довольно высокими литейными и пластичными свойствами в среде  температурой до 450°С.

Такие сплавы широко используются для производства деталей методом штамповки или ковки, которые имеют сложные формы. Ковкие авиали отличаются слабой сопротивляемостью коррозийным процессам. Существует несколько марок таких сплавов для разных целей:

  • АК6 — сплав средней прочности. Применяется он для создания штампованных деталей, с повышенными требованиями к пластичности материала в нагретом состоянии (различные крепежные изделия, рамы, крыльчатки и т.д.);
  • АК8 в машиностроении используют для элементов конструкций, подвергающихся рабочему давлению (рамы для фиксации двигателей, узлы стыковки лонжеронов, вагонные бандажи, прочее).

Жаростойкие сплавы

Такого рода авиали применяют для производства деталей, испытывающих высокую термическую нагрузку (до 300°С). Сюда относят: головки цилиндров, элементы турбореактивных систем, обшивка для самолетов, летающих со сверхзвуковыми скоростями.

Такие сплавы в своем составе имеют такие элементы как титан и никель.

Чаще всего в промышленности работают со сплавом марки АК4-1 и Д20. Последний дополнительно подвергается процессу старения при температуре 200°С. Закалка обоих сплавов производится температурой 535°С