Цветные антифрикционные сплавы

Антифрикционными называются сплавы, основу которых составляют такие металлы, как бронза, латунь, баббит и другие. К ним предъявляются определенные требования, так как используются они для повышения срока службы трущихся поверхностей различных механизмов. В качестве материала для вкладышей подшипника используют антифрикционные сплавы, способные предохранить от износа вал, при этом сам он изнашивается минимально и создает условия для применения оптимальной смазки и уменьшения коэффициента трения.

Антифрикционные сплавы

Бронза.

Она представляет собой сплав на медной основе. В ее составе могут присутствовать никель, олово, цинк и другие элементы. В зависимости от химического состава бронзу условно можно разбить на 2 группы:

  • оловянная. В ней легирующим элементом является олово;
  • безоловянная.

В свою очередь оловянные бронзы подразделяются на определенные группы: фосфористые, цинковые, свинцово-цинковые. Они все обладают хорошими антифрикционными свойствами, в особенности оловянно-фосфористые сплавы. Изготовленные из них вкладыши опор спокойно выдерживают значительные нагрузки при высоких скоростях. Их стоимость достаточно высокая, а по своим механическим свойствам они уступают некоторым видам безоловянных бронз, таким как свинцовые и алюминиевые материалы.

Алюминиевые бронзы получили большое распространение при изготовлении подшипников, предназначенных для работы в агрессивной среде. Они отличаются хорошей антикоррозийной стойкостью при соприкосновении с морской водой, органическими кислотами, едкими щелочами растворами сернокислых солей, за исключением концентрированных кислот. Для алюминиевых бронз характерна высокая прочность, износостойкость. Вкладыши, изготовленные из свинцово-цинковых бронз, отличаются большой ударной вязкостью, поэтому способны выдерживать большие нагрузки ударного и знакопеременного характера.

Химический состав сплава бронзы можно узнать из буквенного и цифрового обозначения. Например, БрАЖМц 10-3-1,5 расскажет о том, что этот сплав содержит 10% алюминия, 3% железа и 1,5 % марганца и все что осталось, принадлежит меди.

Латунь

Она представляет собой сплав меди и цинка. В зависимости от процентного содержания этих элементов, она получила определенное название. Например, если в сплаве содержится от 5 до 20% цинка, латунь называют томпаком или красной. При процентном содержании цинка от 20 до 36% сплав называют желтым. Латунь с большим содержанием цинка в промышленности практически не применяется.

 

В отличие от меди, латунь стоит намного дешевле, показатели ее электро- и теплопроводности ниже. Но она обладает лучшей коррозийной стойкостью и более высокой прочностью по сравнению с медью. Если сравнивать антифрикционные качества латуни и ее прочность, по этим показателям она уступает бронзе. Поэтому этот материал используют при изготовлении подшипников, предназначенных работать на небольших скоростях. Буквенное и цифровое обозначение латуни аналогично бронзе. исключение составляют буквы «Л» и «К», обозначающие соответственно латунь и кремний.

Баббит

Это антифрикционный сплав, основу которого составляет олово или свинец. В его составе также содержатся твердые зерна таких сплавов, как сурьма, медь, щелочные металлы и другие элементы. Для баббита характерна низкая температура плавления и хорошая прирабатываемость. Достигается этот показатель за счет мягкой основы сплава. Благодаря содержанию твердых зерен увеличивается износостойкость материала. Если сравнивать баббит с другими сплавами, он значительно превосходит их по антифрикционным свойствам. Но его механические свойства уступают бронзе и некоторым другим сплавам. Поэтому им покрывают поверхность вкладышей в целях защиты их от повышенного износа, который происходит во время пуска и остановки механизма. В качестве заменителей баббитов используют антифрикционные сплавы ЦАМ 10-5 и ЦАМ 10-1,5 с соответствующим содержанием цинка, алюминия и меди. Их используют для подшипников с определенной удельной нагрузкой и скоростью скольжения.