Как влияет время переноса в охлаждающую среду на свойства сплава

 

Чтобы получить высокие показатели антикоррозийной устойчивости и механические свойства, полуфабрикаты или готовые детали из нагретой осадки перемещают в закалочный бак. По технологии, большинству алюминиевых соединений достаточно 15 секунд, для охлаждения. Данную норму нельзя нарушать. В случае толщины полуфабриката или детали менее 2,3 мм, промежуток времени в закалочном баке следует сократить.

 

Толщина полуфабриката L, ммL<0,40,4L≤0,80,8<L≤2,3
Время переноса, с5710
 

Влияние времени переноса из селитровой ванны в закалочный бак на свойства листов из сплавов В95 и Д16

 

Примечание: Δσв и Δδ — потери свойств после 15-суточных коррозионных испытаний в условиях переменного погружения в 3 %-ный раствор NaCl. На листах из сплава Д16 обнаружено изменение характера коррозии от местного до межкристаллитного при времени переноса более 5 с.
СвойстваВремя переноса, с
510203040
В 95 (Т1), толщина 1 мм
σв, МПа533525517460427
σ0,2, МПа503485461385354
δ,%11,210,710,312,011,6
Д16 (T), толщина 0,6 мм
Δσв, %656890
Δδ, %101148

Приведенные данные в таблице подтверждают справедливость рекомендаций по временному промежутку для закалки алюминиевых сплавов.

Определенное влияние также имеет и скорость погружения в закалочную среду. При ее увеличении повышается скорость охлаждения до определенного предела. Отведение тепла от разогретого сплава практически на уровне как при погружении в жидкую закалочную среду с минимальной скоростью.

Некоторые изменения при повышении скорости погружения длинномерных полуфабрикатов из сплава марки Д16 было подтверждено опытным путем. Погружение при скорости менее 0,9 м/с характеризуется возникновением склонности к межкристаллитной коррозии. Данное явление связывают с увеличением зоны захолаживания, которая находится выше уровня зеркала жидкой среды. Изменений механических свойств в процессе погружения садки при скорости 0,15 -1 м/с выявлено не было. При этом высока скорость погружения изделий или полуфабрикатов толщиной менее 2 мм может повлечь гидродинамическое торможение. Вследствие чего возникнет коробление.

Скорость охлаждения также можно корректировать путем перемешивания закалочной среды. В результате можно таким способом компенсировать недостаточную скорость погружении сплава в бак.